МБУ ДО "Алчевская
детская художественная школа"

Важная информация

Мы в социальных сетях

  

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи — одна из самых необычных картин этого великого художника.
Образ Мадонны очень своеобразный: молодая женщина, почти девочка, но шея её покрыта морщинами, лоб слишком высокий, а щёки опухли. Она напоминает старуху, младенец же неестественно велик, его лицо похоже на бесчувственную маску, к которому приделаны слишком пухлое тельце и конечности. Очевидно, у Леонардо да Винчи были свои основания написать именно такую Мадонну. Но почему же он написал картину именно так — Мадонна имеет высокий лоб, а младенец очень крупный. И почему Мадонна такая подчёркнуто некрасивая — ведь были куда более прекрасные Мадонны, например, на картине Боттичелли.
Даже сам Леонардо впоследствии написал Мадонну намного красивее, например, на картине «Святая Анна с Мадонной и младенцем». Но, очевидно, именно так это полотно и было задумано. На самом деле Мадонна на картине очень молода — ей всего лишь 15 лет, и тут всё соответствует библейским канонам, поскольку именно тогда Мадонна и родила Иисуса Христа. А чтобы подчеркнуть её возраст, младенец и изображён таким большим. А лоб у Мадонны выбрит согласно моде того времени — было принято наверху выбривать волосы, чтобы визуально сделать лоб крупнее.
Однако Леонардо не был бы великим художником, если не добавил своего видения и новаторства. Мадонна на его картине более индивидуальна, похоже, что Леонардо на самом деле писал картину с обычной девушки, потому он и изобразил некоторые особенности её лица — своеобразный прикус зубов и мелкие зубы, в результате кажется, что их вообще не видно, когда девушка слегка улыбается. Впрочем, если приглядеться, зубы всё же видны, да вплоть до XX века не очень-то и принято было на картинах изображать улыбку в 32 зуба, тем более, что стоматологов было мало, а их инструменты больше напоминали орудия для пытки. Тут нужно ещё помнить про цингу, хотя справедливости ради нужно сказать, что люди ели меньше сладкого и с детства не особенно увлекались конфетами, поскольку их было меньше, и они стоили дороже, но были наверняка вкуснее и уж точно из натуральных продуктов. Однако Мадонна на картине да Винчи улыбается, пусть её улыбка и несколько своеобразная. И в этом новаторство да Винчи и отход от канонов. Тогда было принято идеализировать святых, их образ должен быть безупречен, и даже обычная улыбка считалась недопустимой. Мадонна напоминает обычную девушку, какой она, в общем-то, и была. Лишь намного позже художники отошли от привычного канона идеализации святых. В качестве примера можно привести знаменитую картину Ивана Крамского «Христос в пустыне» — Христос там изображён очень уставшим от жизни в пустыне и тягостных дум и совсем не напоминает сына Божьего, скорее обычного человека, пережившего немалые лишения.
А вот картина Карла Брюллова «Распятие». Христос там совершенно не похож на человека, которого били и распяли на кресте, то есть на мученика, принявшего страшную смерть. Но тогда так было принято и Брюллов не хотел пойти против установленных правил, опасаясь гнева представителей церкви и художественных критиков.
А ещё на картине Леонардо да Винчи Мадонна совершенно не кажется отстранённой, как на некоторых других полотнах. Сейчас она живёт сегодняшним днём, ведёт себя как обычная девушка — играет с младенцем, протягивая ему цветок крестоцвета. И подобную Мадонну в мировой живописи обнаружить сложно — обычно художники изображают её серьёзной и задумчивой, словно она уже наперёд знала судьбу своего сына и старалась смириться с ней.
Важно ещё и новаторство Леонардо да Винчи в грамотном написании светотени. Леонардо да Винчи изобразил сложную светотень, Мадонна и младенец освещены неравномерно, кажется, что свет идёт не только от узорчатого окна, но и от невидимого нам источника впереди Мадонны с младенцем. И все же Мадонна Бенуа так и осталась для Леонардо интересным творческим экспериментом. А широко известна картина «Мадонна Бенуа», стала лишь в XIX веке, когда её приобрели представители Эрмитажа у Марии Александровны Бенуа — кстати, вот почему у неё такое необычное название.